Играем вместе с детьми

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Именно в семье он приобретает первоначальный опыт общения. Жизнь взрослых, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку, отношение к труду, к окружающим предметам интересует детей.

 Дети подражают родителям : манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения. 

Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Семья закладывает основы личностных качеств ребёнка. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества.

Младшие дошкольники 3-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности. Три года — это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача — помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника — главное это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение — вот то, что привлекает ребёнка. Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Важно не только научит ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жестокой оценки«верно — неверно». Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи. Очень важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребёнок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне, потренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий. Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены. И запомните:

  • Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!
  • Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности, она перестает быть игрой.
  • Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не учителя.
  • Не забывайте о своевременном переходе ребенка к более сложным способам игры, используя для этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом ее сюжет.
  • Не упускайте из виду, что ребенок должен научиться согласовывать игровые действия с партнерами-сверстниками, поэтому не стремитесь все время угадывать направление его мысли.

Каждая игра — это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии — только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.

Играйте вместе с малышом!

Игры на кухне
Игры во время прогулки
Играем дома
  • Помощник. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
  • Какие спрятались слова? Какие слова можно вынуть из борща? (свёкла, картошка, морковь и др)Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
  • Угощаю Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет “вкусное” слово и “кладёт” Вам на ладошку, за тем вы ему и так до тех пор, пока всё не “съедите”.
  • А как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой).
  • Какой грузовой транспорт ты знаешь? И т. д.
  • Чем отличается автобус от троллейбуса?
  • Может ли трамвай объехать девочку?- Мы идем в гости, что такое «гости»?
  • Кто ты бабушке? Я бабушкин внук.
  • А кто я бабушке? Ты бабушкина дочь.
  • Кем приходится бабушка дедушке? Бабушка – жена дедушки.
  • Что мы подарим бабушке? И т. д.

Вопросы нужно задавать в нормальном темпе, чтобы ребенок чувствовал азарт игры. - Назвать предмет и сказать, на какой звук начинается слово. А я вижу машину, первый звук «м» и т. д. Или называть слова из 1-2-3 слогов, можно называть все предметы определенного цвета или формы. Кстати, это очень хорошее упражнение для затормаживания расшалившегося ребенка. Можно продолжить игру: один говорит слово, другой составит с ним предложение, один слово, другой – определение к нему. 

Теперь попробуем простимулировать воображение ребенка:

Представь, во что будет одета бабушка (дедушка, подруга и т. д.)

- Кто еще к ней придет?

- Кто где сядет за столом?

- Что приготовит нам бабушка?

- Сколько тарелок будет стоять на столе?

- Какая посуда есть у бабушки?

- Что нравится тебе у нее дома?

Возвращаясь домой узнайте, что запомнил ребенок:

- Назови людей, которые сидели за столом.

- Опиши одежду тети.

- Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, какое потом.

По дороге в детский сад:

  • Я заметил

Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим. А еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть предметы по очереди.

  • Волшебные очки

Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится синим (красным, зеленым, желтым и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи : красные сапоги, мяч – красный, красный дом, красная машина, красное пальто и т. п.

Перепутаница

Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака, ловосы (волосы, лекасо (колесо, посаги (сапоги) и пр.

Придумай загадку

Ребенок придумывает загадку-описание мебели или игрушки. Например, у него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть. Что это? (СТУЛ).

Где игрушка?

Игры могут быть связаны со знакомством с предлогами, размерами окружающих предметов, изменением их количества. Например, игра с предлогами может быть проведена в варианте «стул и игрушка» : игрушка на стуле, под стулом, за стулом с обязательным активным действием и четким раздельным произнесением соответствующих предлогов.

Назови ласково

Игра с размерами предметов может быть проведена в варианте «уменьшительное слово» : диван – диванчик, стол – столик с обязательной демонстрацией предметов.

Один-много

При игре по определению количества предметов в начальном варианте лучше использовать сочетание понятий «один – много» : один карандаш – много карандашей, одна вилка – много вилок.

Отгадай предмет по названию его частей

- Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

- Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

- Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

- Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

- Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

- Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

- Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

- Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

- Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

- Пол, стены, потолок (комната).

- Подоконник, рама, стекло (окно).

Отгадай, что это.

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

- Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

- Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

- Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

Назови лишнее слово

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

«Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка.

Подбери слово

Ребенку предлагается подобрать к любому предмету, объекту слова обозначающие его признаки, качества. Например, зима какая? (холодная, снежная, морозная.) Снег какой (Белый, пушистый, мягкий, чисты, липкий.)

Кто что умеет делать?

Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть).

  • Веселые рифмы

Играющие должны подобрать к словам рифмы: - свечка - печка - трубы - губы - ракетка — пипетка и т. д.

Четвёртый лишний

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. Например: ваза-роза-нарцисс-гвоздика.

Посчитай

Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок. Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок и т. д.

Скажи наоборот

Взрослый называет какое — либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот»Существительные: смех-, лето-, день-, холод- ,север- … и т. п. Глаголы: пришёл-, нырнул- … Прилагательные: широкий-, маленький-, богатый-… и т. п. Наречия: далеко-, высоко- …

Подбери слово

Птица — перья.

Рыба — …

Огурец — овощ.

Ромашка —.

Расскажи стихотворение

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

Расскажи сказку

Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Что лишнее?

У этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку тренировку внимания. Вот перед ним лежат мячик, кукла, кубик, тарелка. Что лишнее? правильно, из тарелки едят, а остальные предметы-игрушки. А теперь пусть ребёнок устроит вам подобный экзамен (игра развивает память, внимание, логику)

Чудесный мешочек

В эту игру можно играть вдвоём с ребёнком, а можно превратить эту игру в увлекательный конкурс. Положите в небольшой мешочек хорошо знакомые ребёнку предметы-мячик, кубик, карандаш, кисточку, шнурок и др. Завяжите ребёнку глаза и попросите его вытащить один предмет. Пусть попробует узнать этот предмет на ощупь (игра развивает тактильные ощущения, воображение, память, сообразительность)

Что за сказка?

У вас в руках всё тот же чудесный мешочек, в котором находятся предметы, которые потеряли сказочные персонажи (ключ, туфелька, горошина, луковица и т. д) Ребёнок должен отгадать, что за герой его потерял или в какой сказке встречается этот предмет. (игра развивает речь, память, воображение) Не бойтесь экспериментировать!

Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов!

Фантазируйте и играйте на здоровье